Делаем дорожки из бетона самостоятельно

При благоустройстве садового участка особое внимание уделяется дизайну дорожки. Бетонные дорожки считаются самыми доступными и эффективными.

Бетонные дорожки

В нашем блоге вы можете узнать больше про геотекстиль для садовых дорожек.

Плюсы и минусы бетонных дорожек

К преимуществам бетонных дорожек относятся:

  • Доступность и скорость строительства;
  • Разнообразие для украшения;
  • возможность создания различных форм;
  • экономика;
  • долговечность.

Построив бетонные дорожки своими руками, вы сможете придумать оригинальный дизайн для своего ландшафта.

Наряду с преимуществами есть и недостатки:

  • трудоемкая подготовительная работа;
  • необходимость использования бетономешалки (если планируется большой объем работ);
  • неспособность к перепроектированию;
  • требующие применения опалубочных конструкций;
  • возникновение трещин;
  • пути в конечном итоге приведет к усадке.

параметры пути

Ранее мы говорили про резиновое покрытие дорожек.

Из всех перечисленных недостатков существенным является последний: из-за проседания и выщелачивания почвы дорожки могут сползать. Поэтому в районах, где глубина залегания грунтовых вод высока, рекомендуется укладывать их с высоким подстилающим слоем или заполнять сплошной полосой.

Кроме того, мы рекомендуем засыпать дорожки только в сухую погоду, так как в противном случае дождь будет соскальзывать с канав.

Необходимые инструменты и материалы

Для строительства бетонных дорожек необходимы следующие материалы

  • Доски для изготовления опалубки;
  • Бетономешалка (если у вас ее нет, вам понадобится большая емкость для смешивания раствора);
  • рулетка, спиртовой уровень, моток бечевки (или шпагата) и колышки для разметки;
  • деревянные планки;
  • арматура для усиления конструкции;
  • гидроизоляционные добавки;
  • Щебень, песок, цемент М500;
  • крепеж;
  • Молоток, пила по дереву, грабли, линейка.

Проект дорожки

На этом этапе необходимо продумать дизайн дорожек, поэтому перед началом работы стоит сделать эскиз, который будет включать в себя:

  • план расположения дорожек;
  • приблизительное указание ширины пути;
  • определение размеров всех кривых;
  • разметка мест, где необходимо засыпать или срезать грунт.

Проектирование бетонных дорожек

Дизайн будущих дорожек необходимо продумать уже на этом этапе, поэтому перед началом работ следует нарисовать эскиз.

Также необходимо учесть такие нюансы, как возможная прокладка водопровода и канализации, телефонного кабеля, расположение подъездных путей.

Расчет веса строительных материалов

Перед добавлением материалов необходимо произвести правильные расчеты. Песок и гравий могут прослужить до следующего ремонта, цемент не подходит для длительного хранения. Поэтому сначала стоит подсчитать, сколько строительных материалов потребуется для работы.

В зависимости от типа грунта рассчитывается толщина слоя бетона:

Болотистая почва Суглинистая почва Суглинистая почва
Бетон – 7-8 см

Гравий – 5 см

Бетон – 5-7 см Бетон – 10 см

В дополнение к бетонным укладчикам следует также рассмотреть возможность использования песчаного балласта с высотой слоя от 10 см до 15 см.

Вес строительного материала рассчитывается по формуле LxWxH, где L – длина пути, W и H – ширина и высота соответственно.

Например, вам нужна пешеходная дорожка шириной 1 м, длиной 5 м и высотой 0,1 м. Высота песочной площадки составит 10 см.

Затем в соответствии с формулой можно получить следующие данные:

  • если объем песка (принятого в качестве строительного материала по ГОСТу) 1х5х0,1 = 0,5 м³ – вес песка из справочника составит 775 кг;
  • при объеме бетона 0,5 м³ средний вес составит 1075 кг.

Исходя из расчета соотношения “цемент-песок-щебень” в частях 1:3:1 и общей массы кубического метра бетона, равной эталонной массе 1075 кг (общая масса разделена на 5 равных частей), можно получить следующие значения

  • цемент – 215 кг;
  • щебень – 215 кг
  • песок – 645 кг;

Это означает, что для изготовления простого бетонного тротуара шириной 1 м, длиной 5 м и высотой 10 см требуется 215 кг цемента и щебня и 645 кг песчаного заполнителя. Все расчеты не учитывают добавление воды и различных цветов пигмента.

Как выполнить разметку

На основе эскиза отметьте места, где будут проложены дорожки. Для этого используйте колья и веревку между ними.

Разметка дорожек

Колышки с натянутой между ними веревкой используются для разметки мест, где будут проложены дорожки.

Колышки должны быть вбиты в землю на одинаковом расстоянии друг от друга. После того как вы закончите разметку всей дорожки, можно приступать к рытью траншеи для пешеходной дорожки.

На этом этапе необходимо снять верхний слой почвы, чтобы подготовить основание для дорожки общей высотой 20 см (10 см песчаного балласта и 10 см бетона). Если требуется дополнительный дренаж из гравия, следует добавить 10 см.

После завершения земляных работ и подготовки траншеи к заливке бетона приступают к возведению опалубочной конструкции.

Как монтировать опалубку

В качестве опалубки можно использовать обрезные доски или толстые листы фанеры с ровной внутренней поверхностью.

Если опалубка будет разборной, рекомендуется перед сборкой покрыть внутреннюю поверхность щитов специальной смазкой для быстрого и легкого монтажа опалубки.

Если смазка отсутствует, можно использовать отработанное машинное масло.

Пошаговая инструкция по установке опалубки может быть представлена следующим образом:

  1. Плиты устанавливаются в траншеи на предварительно подготовленный грунт. Опалубка может возводиться сразу или постепенно, по мере освобождения досок, и должна быть такой же высоты, как планируемый путь. Уровень конструкции следует проверить с помощью спиртового уровня.
  2. Предварительно уплотненное дно покрывается слоями песка и щебня (при необходимости).
  3. Укладывается сетка из арматурных стержней.
  4. Доски толщиной до 20 мм укладываются через каждые 2-2,5 м по всей траншее; они выдерживают самые высокие нагрузки, связанные с заливкой бетона. Они также выполняют функцию деформационных швов, чтобы бетон не растрескивался от перепадов температуры.

Опалубка должна возвышаться над землей на 5-10 см.

Если вам необходимо создать криволинейные дорожки, используйте вместо досок фанеру или пластиковые панели, которые можно легко согнуть в нужном направлении.

Опалубка может собираться по секциям, что позволяет экономить на трудовых и материальных затратах.

Установка опалубки

Обрезные доски подходят для опалубки.

Как обустроить подушку

Подложка предназначена для распределения нагрузки. Слой песка также пропускает влагу и предотвращает деформацию дорожек, действуя как дренажный слой.

Перед уплотнением грунта на уплотненное дно можно уложить гидроизоляционный слой – геотекстиль, смоляную бумагу или агропенопласт.

Рекомендуется тщательно уплотнить песчаный наполнитель, слегка смочив слой, а затем разровнять его лопатой или граблями – в песке не должно быть пустот.

В регионах с почвами повышенной влажности и низкими зимними температурами рекомендуется добавлять к слою песка слой каменного балласта, чтобы предотвратить растекание бетонных конструкций из-за мороза и образование трещин. Высота слоя гравия должна составлять от 10 см до 12 см.

Подготовка бетона и замешивание

На основании расчетов готовится смесь из цемента, песка и щебня, в которую добавляется вода и пластификаторы. Смесь замешивают и получают однородную, кремообразную консистенцию со средней вязкостью.

Используется щебень со средним размером частиц 10-20 мм. При устройстве дорожек с более тяжелыми нагрузками рекомендуется использовать щебень с размером частиц 40 мм.

Перемешивание бетона следует производить с помощью бетономешалки, особенно при больших объемах работ. Если у вас нет бетономешалки, вам придется делать раствор вручную. Для этого все ингредиенты высыпают в емкость и тщательно перемешивают лопатой, затем в смесь вливают воду и снова перемешивают до получения однородной массы.

Смешивание бетона

Замешивание раствора.

Рекомендуется использовать небольшое количество пластификаторов для облегчения распределения раствора в котловане. Чрезмерное перемешивание может снизить прочность бетонной смеси.

Простейшую пластифицирующую добавку можно приготовить самостоятельно, используя следующие исходные материалы:

  • силикатный клей;
  • ПВА;
  • Гашеная известь;
  • Любое моющее средство.

Вместо силикатного клея можно использовать жидкое стекло, а моющим средством может быть стиральный порошок или хозяйственное мыло.

Если брусчатка должна быть цветной, то в бетонную смесь следует подмешать пигментные красители нужного цвета.

Армирование и заливка

На песчаное дно уложите слой самодельной проволочной сетки и залейте ее бетонной смесью. Заливку следует производить по частям – сначала половину раствора, а затем вторую половину.

В качестве арматуры можно также использовать мелкие фрагменты битого кирпича, проволоку для цепей, куски старой проволоки, обрезки металлических труб и старые металлические изделия. Если используется сварная сетка, она должна поддерживаться кусками кирпича.

Армирование бетонных покрытий

Перед заполнением дна котлована хорошо бы налить небольшое количество воды, чтобы почва не просела под весом бетона. При выливании смеси проткните ее в нескольких местах по всей поверхности, чтобы выпустить воздух.

После заливки бетона весь раствор следует разровнять граблями до образования углубления в цементе. Рекомендуется накрыть бетонированную конструкцию полиэтиленовой пленкой и оставить до полного застывания, периодически смачивая поверхность во избежание образования трещин и пустот.

Рекомендуется заливать бетон таким образом, чтобы высота дорожки была на 3-5 см выше общего уровня земли. Также желательно, чтобы дорожки были слегка выпуклыми в середине. Это защищает дорожку от повреждений, загрязнения эрозией почвы и скопления луж.

Когда дороги пересекают водопроводные трубы, канализацию или кабельные каналы, для предотвращения повреждения коммуникаций необходимо установить коробку для коммуникаций.

Заключительные работы

После заливки смеси в траншею должно пройти не менее 3 дней, прежде чем можно будет снять опалубочную конструкцию и удалить штыри. Места соприкосновения опалубки и свай следует обработать пропиткой, чтобы предотвратить повреждение конструкции талой водой.

С краев убирается мусор, места опалубки засыпаются грунтом и уплотняются. Через неделю пешеходная дорожка может быть введена в эксплуатацию.

Если вновь построенная бетонная пешеходная дорожка должна быть соединена с существующей бетонной дорожкой или со стыковым соединением с бетонным основанием, рекомендуется поместить между ними тепловой разрыв для создания компенсационного шва. Это создает подвижное соединение, чтобы бетонные конструкции не оказывали давления друг на друга.

Декор бетонных дорожек

Бетонные садовые дорожки декорируются для придания эстетики садовому участку. Дорожки можно декорировать как до заливки, так и через сутки.

Существуют такие методы, как рисование, штамповка, использование различных форм и т.д.

Отделка бетонными блоками

Дорожки можно украшать как до заливки, так и через день.

Покраска

Дорожки можно красить как во время замешивания раствора, так и после того, как готовая поверхность застынет.

В первом случае используются пигменты нужного цвета, которые тщательно перемешиваются. Преимуществами этого метода являются простота и удобство, а также стойкость цвета.

Во втором случае краска наносится на уже затвердевшую поверхность, но, в отличие от пигментов, она не устойчива к истиранию, поэтому со временем цвет может потускнеть. Чтобы избежать этого и продлить срок службы краски, рекомендуется использовать проникающие смеси с пигментными добавками.

Для восстановления цвета (когда старая краска требует обновления) можно воспользоваться следующей инструкцией:

  1. Удалите слой грязи с дорожки, в случае сегментных дорожек удалите сорняки в промежутках.
  2. Удалите старый слой краски металлической щеткой и пропылесосьте его.
  3. Заделайте трещины и щели в поверхности с помощью герметика для бетона (герметик, шпаклевка или затирка).
  4. Обезжирьте дорожное покрытие с помощью пятновыводителя.
  5. Покройте бетонную поверхность грунтовкой в 2 слоя. Первый слой должен полностью высохнуть перед нанесением второго слоя.
  6. Покрасьте высушенную поверхность. Окрашивание можно производить в несколько слоев для лучшей интенсивности цвета, но интервал между слоями должен составлять не менее 12 часов. Это время необходимо для полного сцепления краски с поверхностью и ее высыхания.

Окраска бетонных покрытий

Чтобы сохранить цвет как можно дольше, рекомендуется окрашивать поверхность проникающими смесями с пигментными добавками.

Рекомендуется окрашивать бетон полиакрилатными красками для наружных работ: они гидрофобны и пропускают водяной пар, поэтому бетон может “дышать” и защищен от повреждения влагой. Полиакриловые составы также устойчивы к ультрафиолетовому излучению и царапинам.

Поливинилхлорид, полиуретан и латексные составы также могут быть использованы для отверждения дорожек и защитят их от повреждений. С другой стороны, нельзя использовать краски на масляной основе: энзимы, содержащиеся в смеси, проникают в поры и разрушают структуру изнутри, вызывая трещины.

Можно использовать распылители, кисти и валики, но имейте в виду, что первые два инструмента расходуют много краски и оставляют пузыри и разводы, а распылитель может дать пятна при чрезмерном воздействии.

Использование форм и трафаретов

Шаблоны и формы можно использовать при заливке раствора, в этом случае опалубочная конструкция не требуется.

Формы тротуарной плитки

Шаблон укладывается в траншею, заливается бетонной смесью и выравнивается. Через 2-3 часа форму можно снять, и отверждение продолжается без остановки. Такая тротуарная плитка является сегментной и состоит из отдельных элементов.

Несмотря на быстроту монтажа, эти элементы также требуют периодического смачивания водой до полного схватывания бетона.

Штамповка

Этот метод является разновидностью использования шаблонов с той разницей, что нет необходимости заливать каждый ограничитель отдельно. Бетонная смесь также заливается в подготовленную траншею, а штампы укладываются поверх еще не полностью затвердевшего раствора.

При выборе пуансонов в магазине ориентируйтесь на жесткость шаблона – чем плотнее материал, тем легче и быстрее будет происходить тиснение.

С помощью этого метода можно имитировать укладку брусчатки, булыжников, досок и различных строительных материалов.

Другие способы

Не менее интересными и простыми вариантами декорирования являются следующие:

  1. Имитация тротуарной плитки. Для этого в поверхности бетона, который еще не полностью затвердел, прорезаются щели. Их можно заполнить затиркой или бетонным раствором другого цвета. Узор на такой дорожке будет похож на укладку плитняка.
  2. Укладка мозаики. Для этого подходит любой битый материал: осколки плитки разных цветов, битый кирпич, цветная галька и камни, даже старые пуговицы. Самое главное – не вдавливать мелкие кусочки слишком глубоко в поверхность.
  3. Создание узоров. Используя различные оттиски при бетонировании дорожек, можно создавать рельефные узоры. Они могут быть в виде листьев, маленьких или больших ракушек, отпечатков рук и ног.

Уход за дорожками из бетона

Бетонная укладка требует ухода, как и любая другая конструкция. Помимо простой очистки от мусора и грязи, рекомендуется промывать бетонные покрытия из шланга, подметать пыль и грязь, а также своевременно удалять сорняки, прорастающие сквозь стыки.

Для увеличения срока службы бетонной поверхности ее пропитывают гидроизоляционными составами, а появившиеся трещины заделывают затирочными составами.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: