Трелёвочный трактор ТДТ-55 — легендарный лесозаготовщик

TDT-55 – трелевочный трактор, превосходящий своего предшественника по всем техническим показателям. Именно это позволило ему оставаться на вершине популярности на протяжении почти сорока лет. Его размеры позволяют работать в условиях густого леса.

Трелёвочный трактор ТДТ-55 — легендарный лесозаготовщик

История

Завершилась Великая Отечественная война. Стране пришлось восстанавливать свою глубоко пострадавшую экономику.

В 1946 году ленинградские ученые, специализирующиеся в этой области, пришли в ОГК НКТП с просьбой: разработать специальный трактор для лесохозяйственных работ, который был просто незаменим для лесной промышленности, поставляющей древесину для восстановления страны. В результате долгих споров было решено использовать опыт трактора, разработанного во время войны конструкторским бюро под руководством В. Касперски. Он был построен на базе трофейного немецкого RSO.

https://ic.pics.livejournal.com/radio_rhodesia/77014017/991457/991457_original.jpg

На фото: РСО на восточном фронте. Зима 1943 года.

В переводе это звучит как “трактор, идущий на восток”. Он был специально разработан как гусеничная машина с высоким клиренсом для эксплуатации в суровых погодных и дорожных условиях России. Он использовался Вермахтом в качестве артиллерийского тягача. Он отличался неприхотливостью в обращении, высокой проходимостью, простотой управления и топливной экономичностью.

В августе 1947 года в проектную документацию были внесены изменения. Дело в том, что доставка нефтепродуктов на лесосеки – довольно сложный процесс. Но деревянные бревна были в изобилии. Поэтому все машины пришлось оснастить газогенераторами ЗИС-21. В результате ожесточенных споров было признано необходимым установить лебедку для пакетирования бревен.

В январе 1949 года началось серийное производство нового трактора КТ12, а через год появилась машина, оснащенная дизельным двигателем. К сожалению, из-за большого дефицита таких двигателей он не выпускался серийно.

В 1956 году Онежский тракторный завод был перезапущен, и трелевочный трактор под новым названием ТДТ-40 начал работать. Со временем инженеры “Онеги” поняли все недостатки машины и в 1962 году разработали еще одну реплику устаревшего трактора ТДТ-55. Рождался он тяжело, и только в 1966 году началось масштабное производство этой новинки.

Машина была разработана на базе ТДТ-40, столь необходимой в то время, но не решавшей всех лесохозяйственных задач. Конструкторы изучили проблемы и потребности лесников, и в 1962 году был собран первый TDT-55, которому пришлось пройти целый комплекс испытаний, прежде чем он получил “путевку в жизнь”. В 1964 году специально для него была построена новая производственная линия. Новая “Онега”, именно такое название она получила, была разработана с учетом всего необходимого: высокая надежность, высокая проходимость, безупречная работа в любых условиях. Трактор может работать в диапазоне температур от -40 до +40, в условиях бездорожья, на горных склонах и на болотистых почвах.

В двух словах: TDT-55 – ветеран, но и сейчас его можно увидеть работающим в каждом лесничестве или лесозаготовительной компании, включая современные. В нем собрано лучшее из того наследия, которое оставили его далекие предки: немецкий RSO и советский ТДТ-40.

Технические характеристики

Двигатель

Первоначально двигатель был модели СМД 14Б, производившийся на заводах “Серп” и “Молот” в Харькове. Затем на грузовик была установлена силовая установка СД-18Н. Позже производитель пытался экспериментировать с более мощными двигателями, но это не принесло желаемого результата. Машина потребляла много топлива и была неэкономичной. Окончательное решение всех этих проблем было предложено белорусскими братьями. Они предложили установить на трактор свой двигатель D-245. Двигатель имел отличные эксплуатационные характеристики:

  • Вес – от 600 до 640 кг.
  • Диаметр цилиндра – 110 мм;
  • Номинальная мощность – 90 кВт;
  • Количество и расположение цилиндров – 4;
  • Удельный расход топлива – 210 грамм/кВтч, или 154 грамма/лошадь*час;
  • Ход поршня – 125 мм;
  • Степень сжатия – 17,1;
  • Рабочий объем – 4,75 литра;
  • Тип системы газообмена – TW;

Двигатель Д-245

Дизельный двигатель D-242 – это четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением свободного потока.

Этот двигатель устанавливался на TDT-55 до конца производства.

Трансмиссия

Трансмиссия TDT-55 состояла из: коробки передач, двух дисков сцепления, работающих по принципу сухого трения, тормозной системы, установленной на специальной ленте, фрикционных муфт, заднего моста и заднего моста. Трактор оснащался новой пятиступенчатой коробкой передач, которая избавляла от недостатков предыдущей модели. В отличие от этого, на модели 55 этот блок установлен непосредственно на маховике двигателя. Он оснащен механизмом блокировки для предотвращения самопроизвольного отсоединения. Гидравлическая система рулевого управления улучшает положение водителя и снижает нагрузку на оператора.

Ходовая

Ходовая часть в ТДТ-55 состоит из: опорного катка, установленного на специальных рычагах, оснащенных натяжными и амортизирующими устройствами для гусениц, опорных колес, звездочек, приводящих в движение машину и гусеницы.

Устройство, обеспечивающее движение машины, состоит из: квартета одинаковых тележек, которые крепятся к раме с помощью кронштейнов с шарнирами. С одной стороны, тележки просто установлены на пружинах, помещенных в защитные кожухи на раме. Звездочки, приводящие гусеницу в движение, установлены на шлицевом соединении на валу, выходящем из бортовой передачи, и закреплены латунными фитингами для предотвращения ослабления гусеницы.

Литые звенья, соединенные рельсовыми штифтами в замкнутую ленту, образуют дорожку, охватывающую ведущие и направляющие колеса и опорные ролики для обеспечения движения вперед.

Кабина для одного человека крепится болтами к специальным щиткам, приваренным к передней части рамы. Для удобства кабина выполнена как единое целое с капотом, закрывающим двигатель TDT-55.

Место водителя

Дух времени требовал нового подхода к организации рабочего места. Конструкторы разработали совершенно новую кабину, которая имеет: обзор во всех направлениях, возможность частичного ремонта двигателя прямо из кабины, электрические стеклоочистители ветрового стекла и механические стеклоочистители заднего стекла. Переднее окно можно открыть и зафиксировать в любом положении, а правое боковое окно фиксируется в открытом положении защелкой, расположенной на крыше кабины. Сиденье водителя имеет спинку и регулируется по длине. Кроме того, имеется электрический обогреватель для обогрева зимой и вентилятор для снятия жары летом.

Кабина TDT-55

Гидравлическая система не только облегчает управление трактором с помощью рычага и ноги, но и снижает физические усилия, необходимые для управления навесными орудиями.

Эксплуатационные показатели

Индекс Единица измерения Значение
Тип проследить
Тяговый класс 3
Вес после упаковки:

Масса транспортного средства

кг

кг

9200

9600

Максимальная грузоподъемность кг 4200
Максимальная скорость км/ч 12,80
Дорожный просвет мм 555
Максимальная глубина кормушки, через которую может пройти трактор м 0,8
Максимальная высота препятствия, которое необходимо преодолеть м 0,5
Габаритные размеры

длина

ширина

высота

мм

мм

мм

5850

2357

2560

Рабочая мощность кВт (л.с.) 58,8 (80)
Емкость топливного бака л 105
Объем системы охлаждения л 35
Производительность системы смазки л 21
Гидравлическая мощность л 43

Эксплуатация

Трактор действительно неприхотлив. Двигатель обладает достаточной мощностью, чтобы делать все, что он должен делать. Он экономичен, его хватает на две смены при интенсивной работе, до 100 литров дизельного топлива. Он обладает высокой грузоподъемностью, может легко перевозить до 10 кубических метров древесины. Его маневренность превосходна, он может поворачивать буквально на “пятачке”. Машина ломается очень редко, в основном из-за износа ее деталей.

Конечно, у трактора есть свои недостатки. Низкая доступность агрегатов для ремонта. Низкий уровень комфорта в кабине. Однако все эти неудобства с лихвой компенсируются его реальными возможностями и относительно невысокой ценой.

Основные неисправности и способы их устранения

Название неисправности Вероятная причина Средство
Повышение уровня масла в картере двигателя Утечка или попадание масла через уплотнение вала гидравлического насоса Замените уплотнение
Проскальзывающее сцепление Отрегулируйте проскальзывающее сцеплениеЗагрязнение фрикционных накладок дисков Отрегулируйте сцеплениеДемонтируйте сцепление и промойте диски сцепления
Скрип при переключении передач Сцепление не включается полностьюИзнос масла или тормозной колодки Отрегулируйте сцеплениеПромойте тормозной диск или замените изношенный тормозной диск новым
Непреднамеренное включение передачи Не отрегулирован механизм блокировкиОтсутствуют или сломаны предохранительные пружины. Чрезмерный износ пружин или суппортов Отрегулируйте механизм блокировкиЗамените деталь, вызвавшую неисправность
Коробка передач теплая Недостаточный уровень масла Долейте масло до верхней отметки на указателе уровня масла. В случае утечки масла устраните ее причину
Трактор наклоняется в одну сторону Диски вращающейся муфты смазаныИзношенные пружины вращающейся муфты ослабленыНесбалансированное натяжение дорожек качения Диски для промывки. Очистите масло, протекающее в камеру сцепленияЗамените диск сцепления на 87 ммЗамените пружиныВосстановите натяжение дорожки качения
Силовая насадка не работает (нет давления или слишком низкое давление в гидравлической системе) Отсутствие или недостаточный уровень масла в бакеОтсутствие предохранительного клапанаНе работает насос или цилиндрНевозможность возврата заслонок в нейтральное положение Заполните масляный бакРазборка. Проверить состояние и промыть предохранительный клапан, после сборки отрегулировать по манометру Проверить состояние и при необходимости заменить возвратные пружины и скользящие блоки

Модификации

Чтобы увеличить возможности существующей машины, конструкторы Онежского тракторного завода разработали несколько модификаций. Первой из этих модификаций стал трелевочный трактор TDT-55A. Эта модель имела 4-цилиндровый бескомпрессорный дизельный двигатель с вихревой камерой для образования смеси или 4-тактный дизельный двигатель с турбонаддувом, что позволяло значительно увеличить его функциональность. Трактор имел повышенную мощность. Его вес составил 9,6 тонны.

Следующим шагом по улучшению характеристик машины стал трактор ТДТ-60. Это была идея Минского тракторного завода и НАТИ, он обладал повышенной тяговой и внедорожной способностью.

Трелевочный трактор TDT-60

Существовала еще одна модификация ЛТТ-55. Она значительно отличается от своего прародителя, прежде всего размерами и внешним видом. Машина длиннее почти на метр. В задней части он оснащен домкратом для крепления лесозаготовительного оборудования и приспособлений. Это основа сцепного устройства SNL-3, предназначенного для установки на трелевочные тракторы. Позволяет работать с: активными орудиями, лесозаготовительными машинами, культиваторами и широкозахватными орудиями. На LHT-55 установлена специальная стальная опрокидывающая платформа.

Цена

Продуманный дизайн людей, разработавших эту машину, использование высококачественных материалов в сочетании с экономичностью и простотой производства являются залогом постоянного спроса на эту машину.

В настоящее время он снят с производства как устаревшая модель. Однако из-за отсутствия дорог в густой тайге и болотистой тундре он пользуется заслуженной популярностью.

Цены на тракторы варьируются. Автомобили, которые не работают и требуют ремонта, будут стоить дешевле: 400-700 тысяч рублей. Но отремонтированные стоят намного дороже. Они стоят 1200-1800 тысяч рублей.

Большое влияние на цену оказывает место продажи. В степных регионах нашей страны цены на ТДТ-55 значительно ниже.

И в заключение. Несмотря на то, что времена TDT-55 прошли, он по-прежнему работает и надежно выполняет свою работу.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: